Епископ Николай: Крещенские купания или об одной доброй традиции, которая стала вредным суеверием

Наверное, мы живем в такое время, когда люди ищут легких путей в жизни. Это касается, пожалуй, всего.Чтобы не напрягаться , люди готовы откупиться: студенты от экзаменов, водители от соблюдения правил дорожного движения, те, кто называет себя христианами, от своей совести.
Быть православным христианином – значит изменить свою жизнь, отказаться от греховных привычек. Это требует  напряжения сил, труда над собой, борьбы со страстями. Многие (но не все) выбирают более простой путь – поставить свечку в храме. Этакий суррогат духовной жизни, но вроде бы можно себя успокоить: «Я христианин, я сделал все как положено, моя совесть чиста». И получается вместо молитвы о живых или умерших – свечка, вместо слез покаяния – свечка. Но Богу наши свечки не нужны и деньги не нужны. Ему нужно гораздо большее – наше чистое сердце, наполненное любовью.
Вот и в Крещение Господне мы призваны задуматься об истинном покаянии, о том, как отмыть свою душу от грехов в водах небесного Иордана. Но лукавый человеческий ум уже придумал замену, придумал, чем откупиться: набрать побольше банок освященной воды и окунуться в прорубь.
Массовое крещенское купание как традиция появилась в 90-е годы прошлого века. Вначале мотив окунания в прорубь был вполне благочестивым: «Мы православные христиане, молимся, причащаемся. Мы всегда с Богом, поэтому не побоимся и холодной воды, и вообще ничего не побоимся». Почти сразу добавились еретические нотки от людей, далеких от Церкви: «Если окунуться в крещенскую прорубь – все грехи простятся и не будешь болеть весь год». Это, конечно, неправда. В Церкви Христовой с самого начала утверждено таинство покаяния, а «таинство» ныряния в прорубь — это что-то новенькое, и придумали его, вероятно, те, кто не хочет идти на исповедь. А вот утверждение о том, что не будешь болеть, совсем из разряда странных, и практикой никак не подтверждается. Скорее, наоборот — купание в проруби может окончиться печально и такое бывало не раз. Если человек причащается каждое воскресение и молится ежедневно, тогда его хранит Божья благодать. А для никогда не причащавшихся и не молившихся окунание в холодную воду становится весьма опасным мероприятием, тем более, если подогреться алкоголем.
Я бы категорически запретил купаться на Крещение тем, кто не причащался на Рождество Христово и не был на исповеди в рождественский пост. Естественно, нечего делать в ледяной купели некрещеным и пьяным.
Любую народную традицию можно считать христианской и благочестивой, если она приближает ко Христу, а если удаляет – вредной.
Если крещенское купание предлагается как замена самому главному – молитве, церковной службе, покаянию – то это бесовская затея, не имеющая никакого отношения к православию.
По приходам Черняховской епархии (11 муниципалитетов Калининградской области) разослан архиерейский указ: «Священникам не организовывать массовые купания на Крещение Господне, как не имеющие основания в церковном уставе. Допускается по приглашению принимать участие (совершать чин освящения ) на подобных мероприятиях, только если их организуют местные власти или граждане».
Давайте будем христианами по-настоящему. Будем радоваться празднику крещения Господня, помолимся на праздничной литургии, возьмем немного освященной воды, чтобы пить по глоточку весь год. Если позволяет здоровье и есть удаль христианская – хорошо искупаться в холодной купели. Но давайте все расставим по местам: главное — литургия, причастие в праздник, остальное приложится. По вере вашей да будет вам.
С праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа!

Николай, епископ Черняховский и Славский.

 

Количество просмотров: 210.

Один комментарий на “Епископ Николай: Крещенские купания или об одной доброй традиции, которая стала вредным суеверием

  1. Слава Тебе Господи! Наконец-то расставлены акценты по местам. Давно пора начинать освобождать православие от лубочного глянца.
    Храни Вас Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *