В Черняховске прошли Михайловские чтения

26 ноября в Черняховске прошли XII областные Михайловские образовательные чтения «Социальное партнёрство в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи». В форуме приняли участие более 250 педагогов дошкольных и школьных общеобразовательных организаций, духовенство, представители Министерства образования Калининградской области и черняховской администрации.
После молебна в кафедральном соборе Архангела Михаила участники чтений собрались в Центре культуры и досуга, где могли ознакомиться с работами выставки детского творчества и услышать известные мелодии в исполнении детского духового оркестра Черняховской музыкальной школы. На пленарном заседании собравшихся приветствовали епископ Черняховский и Славский Николай, заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко и глава администрации Черняховска Сергей Булычев.
Обращаясь к участникам форума, епископ Черняховский и Славский Николай подчеркнул особую значимость темы чтений: то каким будет наше будущее, напрямую зависит от того, как мы воспитаем сегодняшних детей. Эту задачу не решить отдельно образованием, отдельно Церкви, государственным структурам, здесь необходимо партнерство.
Ту же позицию обозначила и Светлана Шишко: социальное партнерство и сотрудничество в деле воспитания детей – это  вопрос национальной безопасности. Тема чтений продиктована требованием времени, и только объединение школы, Церкви, всего общества в поиске правильных и эффективных ресурсов даст возможность достойно воспитывать наших детей, отвечая на вызовы современного мира.
Гость чтений из московского Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук Анна Теплова в своем сообщении «Проблемы современного общества родом из детства» обозначила стоящие перед обществом проблемы потери связи с отечественной культурной традицией, утрате идеала семьи, влекущей за собой моральную распущенность и отсутствие твердых ценностей. Без нравственных установок поиск иных ценностей приводит к проблеме выученной беспомощности. Перед ребенком встает вопрос: «С чем я выйду в мир?» Как следствие, современные дети не хотят взрослеть, брать на себя ответственность. В этой ситуации Анна Борисовна отметила важнейшую роль взрослого, семьи, педагогов: не бросать детей, открывать идеалы, вести их за руку.
О социальных проблемах в молодежной среде участники чтений услышали и из показанного им видео-интервью, взятого у жителей Черняховска старшеклассниками средней школы №3. Они самые разные, от интернет-зависимости, замены реального общения виртуальным, до навязывания ярлыков, травли в школе, малоподвижного образа жизни, отсутствия понимания ответственности за здоровый род, семью.
Кто должен решать эти проблемы? На этот вопрос попытались ответить участники открытой дискуссии, которую провели клирик храма Андрея Первозванного, сотрудник отдела религиозного образования Калининградской епархии иерей Вадим Трусов и руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания КОИРО Денис Жариков. Участники дискуссии епископ Черняховский и Славский Николай, Анна Теплова, заместитель главы администрации Черняховского городского округа Ирина Душакевич, начальник Управления культуры Черняховского городского округа Влада Смирнова, настоятель храма прп. Сергия Радонежского пос. Рыбачьего, руководитель реабилитационного центра «Путь к жизни» г. Калининграда иерей Сергий Василевский поднимали вопросы перегруженности школьной программы, проявления агрессии в школе – буллинга, который сводится к проблеме утраты ценности человека как такового. Остро встал вопрос о разъединении жизненных ценностей общества. Сидящие в зале зрители прияли активное участие в обсуждении этих проблем, подходя к свободному микрофону, чтобы высказать и свою позицию. Это показало, что ситуация волнует всех представителей общества.
Говорили о том, что сегодня в молодежной среде явно обнаруживается конфликт между молодыми, захваченными идеей потребления, и школой, которая производит идею созидания, обучает, дает знания. Также заострили внимание на проблеме интернет-зависимости, которую не решить запретами. И здесь огромна роль семьи. Как подчеркнул о. Сергий Василевский, зависимость всегда формируется в семье, где есть дисфункциональные признаки. Как с этим бороться? Общаться с ребенком, объяснять, контролировать контент, но не авторитарно, а ясно понимая, с чем имеем дело.
Участники дискуссии пришли к единому мнению: причина всех проблем –духовная пустота. Чем ее заполнить: «фантиками» или истинными ценностями? И опять дискутирующие проявили единогласие: выход один – любовь. Если родители будут проявлять эту христианскую ценность к детям, дети к родителям, учитель к ученику, многие проблемы решатся. И школа одна здесь не справится. Все общество, все вместе, должны вкладывать по кирпичику в развитие ценностей. А начинать надо с себя, совершенствоваться, действовать не словами, а поступками – глядя на нас, подтянутся и дети.
Какими путями возможно к этому прийти, показала работа секций, одна из которых прошла для педагогов дошкольного образования на базе детского сада №6. Еще четыре секции для педагогов начальных школ, преподавателей ОРКСЭ ОУ Калининградской области, сотрудников школьных и городских библиотек, сотрудников учреждений культуры Калининградской области прошли в средней школе № 3.
Сравнительный анализ подходов светской этики и православной культуры к категориям «добра» и «зла» провел игумен Серафим (Героев), настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Немана.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии протоиерей Сергий Коротких вместе с учителем истории Ириной Силковой из Гвардейска рассказали педагогам о том, как возможно раскрыть потенциал компонента Основ Православной культуры в ходе преподавания истории Древнего мира при условии сохранения объема учебных часов.
Руководитель Отдела образования Черняховской епархии Денис Карамаликов и замдиректора школы №1 г. Советска, учитель русского языка и литературы Инесса Анисимова в работе своей секции раскрыли перед педагогами замысел романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: показать, насколько заразительно зло в этом мире и страшна цена за выбор его в своей жизни.
И еще на одной секции «Воспитание словом» был показан спектакль, подготовленный юными актерами театральной студии калининградской школы №19 под руководством талантливого режиссера-педагога Светланы Цыганчиковой. В основу спектакля легли уникальные документальные рассказы женщин из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», чья молодость прошла на войне. Сильный, эмоциональный спектакль погрузил зрителей в жестокий мир войны, просто, без пафоса рассказав о тех, перед кем мы, живущие сейчас, в неоплатном долгу.

Количество просмотров: 111.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *