Иерей Олег Михалёв о Рождественском посте

Настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» пос. Знаменска иерей Олег Михалёв о наступающем посте:

«Завтра начинается Рождественский пост!
Сегодня заговение, то есть последний день, когда позволительно вкушать, т.е. есть продукты животного происхождения.
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника.
Цель постящегося христианина — добиться, чтобы «встреча» со Христом в праздничный день стала действительно важным событием, усиленной молитвой, и подвигом воздержания.

Наши тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например в еде), мы помогаем и душе: мы (в идеале) должны постараться перестать «разбрасываться по сторонам» и больше концентрироваться на духовной жизни: молитве, смысле жизни, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.
Кроме того, ослабляя тело менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.
В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8).
Именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя, о чём говорят в один голос все святые отцы.
В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.
«Пост Рождественской Четыредесятницы, — пишет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Для людей находящихся в постоянных трудах и разъездах, пост может выражаться в благотворительности и добрых делах.

По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.

В ранней Церкви пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днём явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

Первоначально Рождественский пост не был таким протяжённым, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: чёткого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю.)».

Пост — это не сжигание лишних калорий. Это сжигание гордыни, самолюбия и ошибок. Пост, молитва и терпение должны научать нас смирению, не ругаться, не сплетничать, не осуждать.

Давайте попробуем и мы, насколько это возможно для каждого, подчинить своё тело, своему Духу.

С началом поста Вас сердечно поздравляю!»

Количество просмотров: 4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *