13 сентября настоятель храма Иоанна Кронштадтского иерей Виктор Минец отслужил необычную службу — панихиду по павшим воинам «за Веру и Отечество жизнь положивших» на мемориале Первой мировой войны, что в Славске за поликлиникой. Коротко напомним о тех событиях, происходивших здесь ровно108 лет назад.
17 августа 1-я русская армия генерала П. К. фон Ренненкампфа пересекла восточно-прусскую границу и устремилась на северо-запад в сторону Кенигсберга. Уже через три дня под Гумбинненом (ныне г. Гусев) она нанесла поражение 8-й немецкой армии. Немцы, почему-то не преследуемые русскими, отошли, перегруппировались, сменили командование и тактику ведения боевых действий. И уже в конце августа 1914 года на юге провинции им удалось разгромить 2-ю русскую армию генерала А. В. Самсонова, а в начале сентября они сосредоточили все свои силы против 1-ой армии Ренненкампфа. С целью обеспечения безопасности правому флангу русской армии был создан специальный отряд генерал-майора Вильгельма Вильгельмовича Мальма, который прибыл в Тильзит 8 сентября. В основном это были запасники, еще не нюхавшие пороха.
Отряд состоял из 270-го Гатчинского пехотного полка (3879 человек – 26 офицеров и 3853 солдат, командир полковник Александр Владимирович Волков), 1-го дивизиона 68-й артиллерийской бригады (383 человека при 12 орудиях), двух сотен 51-го Донского казачьего полка (3-я и 4-я сотни, 220 человек), нескольких сотен пограничной стражи (2-я конная и 2-я пешая Таурогенские сотни 6-й бригады пограничной стражи, 210 человек) и роты 537-ой дружины государственного ополчения (235 человек). Всего 4927 человек.
9 сентября русские войска вошли в Хайнрихсвальде (Славск). Вечером 10 сентября В. В. Мальм получил приказ из штаба о ведении активных действий против противника в районе реки Гильге (ныне канал им. Матросова), для чего в район Нойкирх (ныне п. Тимирязево) он направил 2,5 батальона под командованием полковника А. В. Волкова. Ситуация вырисовывалась тяжелейшая. По обеим сторонам реки Неман к городу уже двигались немецкие части из Мемеля, из Кенигсберга — 9-ая ландверная бригада под командованием генерал-лейтенанта Клаузиуса.
Утром 12 сентября Мальм уже знал об обходном движении на правом берегу и отдал приказ усиленно охранять мосты. Мосты нужно обязательно держать до одиннадцати ночи до тех пор, пока не прибудут войска из Нойкирх. В. В. Мальм надеялся, что полковник Волков успеет к этому времени подойти, и тогда всеми силами можно будет прорываться из Тильзита к Шавлям (Шауляй).
Сам генерал Мальм находился у мостов. Потеряв связь с Волковым, он все же отдает приказ отступать на правый берег, а затем пробиваться к Шавлям. Но в ходе прорыва сам был контужен и пленен немцами.
В этой ситуации действия отряда полковника А. В. Волкова (11 рот Гатчинского полка, 4 пулемета и 3 батареи) так и остаются загадкой до сих пор: почему он не вернулся в Тильзит, услышав шум боя, не пробивался на помощь к Мальму? Не получил приказ об отступлении? Что произошло осенью 13 сентября у немецкой деревеньки Нассенталь, что была в 2 км от Хайнрихсвальде, почему русские солдаты, получившие известие о подходе частей немецкой армии к Хайнрихсвальде еще в субботу, не отошли вместе со всеми к Тильзиту, а еще целый день (воскресенье) и утро понедельника ждали, чтобы в совершенно неравных условиях вступить в бой с превосходящими силами противника, уцелеть в котором у них не было никаких шансов?! Ответ на этот вопрос, видимо, так и останется для нас сегодня загадкой. Мы можем только строить предположения по этому поводу. Некоторые историки считают, что им просто забыли дать приказ (или не дошел?) об отступлении!
На следующий день, 13 сентября немцы атаковали и отряд полковника Волкова, находившийся в районе Хайнрихсвальде (Славска). Гатчинцы приняли бой. Немцы, имея многократное преимущество во всем, быстро подавили артиллерию, а затем резким ударом разбили противника.
Героизм русских солдат был оценен противником по достоинству даже после их смерти. Русские солдаты 270-го пехотного полка защищали 2 дороги из Хайнрихсвальде на Тильзит – прямую через лес и вторую — на Линкунен (Ржевское), отсюда и 2 братских могилы: на немецком гражданском кладбище возле нынешней поликлиники (24 русских и 2 немца) и на перекрестке дорог Славск-Тимирязево-Ржевское (15 русских). На обеих могилах немцами были установлены памятники в виде больших камней-валунов с надписями: «Здесь покоятся 15 солдат русского 270 пехотного полка, павших в бою под Хайнрихсвальде 13 сентября 1914 года» и на городском кладбище: «Немецким и русским воинам. Они умерли за свое Отечество. Смерть объединяет. 12 русских, 12 русских, 2 немца».
Сколько было убитых и раненых – точно неизвестно. Только в бою под Хайнрихсвальде (Славском) сообщается о 39 убитых и около 40 раненых русских солдатах. Известно, что после боя под Нассенталь (Крыжовниково) 13 сентября 1914 года бургомистр города Гельбе издал приказ, которым призвал доктора Закобелски из Раутерскирх (Большие Бережки) и еще несколько врачей лечить в больнице Хайнрихсвальде раненых с обеих сторон – немцев и русских. А их для госпиталя маленького сельского городка было много, только русских раненых поступило около 40 человек, из них 4 тяжело раненые, также сообщается о 2 тяжело раненных немцах.
Большинство же солдат Гатчинского полка оказались в германском плену. С генералом Мальмом и полковником Волковым в плен под Тильзитом попали штабс-капитан П. Х. Андреев-Богатенков и поручик А. П. Матвеев.
Однако героизм и упорство спасли жизнь остаткам пяти рот 270-го Гатчинского полка, которые к 10-11 часам вечера вышли на Таурогенское шоссе. Из боя под Тильзитом до русских позиций в районе города Шавли добрались остатки русского отряда под командованием капитана Евгения Евгеньевича Трещина: 7 обер-офицеров, 1 чиновник и 801 нижний чин. Поэтому совсем уж «погибшим» Гатчинский полк считать нельзя: из окружения пусть частично полк вышел, знамя своё сохранил и после пополнения продолжил участие в боевых действиях: до 1915 года охранял побережье Балтийского моря в районе Либавы (Курляндия), с 1915 года входил в 36-й армейский корпус, расформирован полк в январе 1918 года.
В. Кенть
Количество просмотров: 28.