Епископ Черняховский и Славский Николай ответил на вопросы в программе «Собеседник» на радио «Черняховск»

Идет вторая неделя Великого поста. Что такое пост, для чего он установлен и в чём его польза? На эти вопросы Ольги Осиповой, ведущей программы «Собеседник» на радио «Черняховск» (106.0 FM) ответил епископ Черняховский и Славский Николай.

Ольга
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире вновь программа «Собеседник», и сегодня в нашей студии епископ Черняховский и Славский Николай, с которым мы поговорим о Великом Посте. Здравствуйте, Владыка!

Епископ Николай
Здравствуйте, Ольга! Здравствуйте, радиослушатели!

Ольга
Владыка, есть такой вопрос. Для чего вообще установлен Пост и в чём его польза?

Епископ Николай
Мы, христиане, условились, договорились, что какое-то время, каждый год мы посвящаем особому движению к Богу. Это и есть Великий пост. Это не какое-нибудь там время диеты, ограничения в пище, не выполнение каких-нибудь формальностей. Это именно время, когда мы можем задуматься… проникнуться, углубиться в смысл того, что Христос принёс в мир, думать о своей душе, о вечной участи, о спасении, о том, как жить правильно перед Богом. Это главное в посту, главнее, чем ограничение в пище.

Ольга
Наверное, для большинства христиан вот это состояние углубления в себя и покаяния должно быть естественным. Может быть, тогда непонятен тоже смысл поста. Почему именно в пост человек должен… вот особо этим заниматься?

Епископ Николай
Ну, мы же договорились: давайте вместе, потому что вместе всё делать лучше, чем в одиночку. Мы все знаем, что брат мой, сосед мой тоже это время посвящает мыслям о Боге. Мы можем с ним обсудить, конечно, немногословно, но говорить, что у меня что-то получается, что-то не получается. Мы можем вместе пойти на богослужение, и там все вместе мы особым чином вспоминаем важнейшие моменты евангельской истории. Мы вместе творим молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…». Такая молитва, которая вдохновляла поэтов. У Пушкина Александра Сергеевича стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» — это стихотворение о молитве Ефрема Сирина. Весь строй жизни у нас посвящён идее приближения к Богу. Разве плохо? Кто то может сказать, что я сам по себе. Протестанты любят говорить, «Я сам себе могу назначить пост». И выдаётся это как проявление свободы. Но это не свобода всё-таки… а скорее какой-то индивидуализм ненужный.

Ольга
Постов в году много. Почему именно этот пост называется Великим?

Епископ Николай
Длительных постов четыре. Великий пост установлен в подражание тому, что Христос зашёл на гору и там постился, ничего не вкушал, и особо молился сорок дней. Длина поста сорок дней, если посчитать, без Страстной Седмицы. Страстная Седмица – это особое время, и оно не входит в пост, оно прилагается к посту.. Вообще в богослужебном уставе только в Великий пост изменяется богослужение. Может быть, потому что в древности Великий пост был единственным постом, и он длительный. Есть однодневные посты, когда мы вспоминаем предательство Иуды в среду и распятие Христа в пятницу, и это дни некоторой духовной скорби, поэтому мы постимся в среду и пятницу, это однодневные посты, и ещё некоторые дни года являются постными днями. А вот Великий пост самый длительный.

Ольга
Каждый ли крещённый человек должен поститься?

Епископ Николай
В Церкви нет слова «должен». Когда каждый из нас пришел в церковь креститься и сказал: «Я хочу быть христианином» то считается, что познакомился с христианством и согласился на такой образ жизни, который для себя установили христиане. Поэтому это пожелание. Сказать, что если человек не постится, то он не христианин или он страшный грешник, нельзя. Грех, наверное, не поститься, но грех в исходном смысле. Грех — это промах мимо цели по-гречески. У нас есть русское слово «огрех», которое созвучно слову «грех». Это не то чтобы нарушение закона, это просто неудачное действие. Вот если человек не постится, он неудачно поступает, он игнорирует, пренебрегает полезными вещами.

Ольга
Это про то, что невозможно в духовном смысле что-то делать по команде.

Епископ Николай
— Конечно, потому что тогда нет свободы. «Невольник не богомольник», это известная русская пословица. Духовный подвиг не имеет ценности, если будет по команде. Представьте себе, что заставят всех поститься. Я буду первый, кто будет против этого. Так же, как заставить всех молиться. Это будет только во вред. Человек сам выбирает и говорит, я желаю совершить некоторое движение, приблизиться к Богу. Я желаю посвятить эти дни особому расположению своего ума, направить его к Богу, к исполнению заповедей, исправить свои дела и жизнь.

Ольга
Но Великий пост повторяется каждый год. Не становится ли он просто привычкой, а не вот этим поворотом каждый раз к Богу?

Епископ Николай
Ну, может быть, не поворотом, а такой поправкой курса. Когда если начали отклоняться, то можно повернуться ближе. Ну и потом, что значит каждый год? Человек ест три раза в день. Что теперь? Не есть? а вдруг это войдёт в привычку?

Ольга
Как Вы считаете, что важнее во время поста? Соблюдать строгость в пище, в поступках или постоянно молиться?

Епископ Николай
Я думаю, что и то, и то, и ограничение в пище, и молитва – это то, что помогает человеку изменить себя, направить свой ум к Богу. Вообще пост – время покаяния. Но покаяние не в смысле, что написать в тетрадке грехи, выписать из какой-нибудь книжки. Есть такие странные книжки про 1147 грехов, в которых надо покаяться, не знаю, зачем такие книжки вообще издают. Покаяние не в этом. Покаяние – это, опять же, я настаиваю что покаяние – это поворот к Богу. Да, для этого, может быть, нужен плач о грехах, но покаяние – это не плач о грехах только. Для этого нужно от чего-то отказаться и отречься, несомненно. Но покаяние это не одно отречение. Покаянием будет являться результат этих действий, когда мы, осознали свою неправильную жизнь и поняли, что есть место, куда надо стремиться, есть Бог, к которому можно прийти, и он примет. На подготовительной неделе читается Евангельская притча о блудном сыне: У некоторого человека было два сына, и младший из этих сыновей сказал: «Отец, дай мне то, что мне положено. Все равно когда-то получу наследство, когда ты умрешь, а ты мне дай сейчас, и я уйду и буду сам себе строить жизнь. Отец, как ни странно, дал ему часть своего имения, то есть поделил между братьями, и ту часть, которая положена младшему, отдал ему сразу. Вероятно, в виде там какого-нибудь золота или там каких-нибудь драгоценных вещей, которые он взял с собой и ушел в страну далече. Он довольно быстро промотал отцовское наследство, и… стал нуждаться, нанялся пасти свиней и хотел с ними питаться тем, чем кормят этих свиней. Но хозяин не давал ему есть, чтобы он свиней не объедал. И тогда вот наступило покаяние. Покаяние не в том, что он стал горько плакать о том, как он дошёл до такой жизни. Хотя, может быть, он и плакал об этом, стоило плакать об этом. Но покаяние в том, что он решил вернуться к отцу. Он подумал, что у отца даже работники, питаются хлебом, а я тут со свиньями ем какие-то рожки малосъедобные, и то не дают вволю. И он повернулся и пошёл к отцу. Думал, что отец его не примет, и сказал: «хоть в работники буду проситься, в сыновья уже, не получится». Но когда он пришёл, то отец увидел его издалека и бросился ему на шею, дал ему лучшие одежды, дал ему перстень на палец, признак власти. Вот это и есть покаяние. Поэтому перед постом именно эта притча читается. Время поста – это время осознания, что мы, может быть, не так живём, как могли бы. Мы могли бы быть ближе к Отцу нашему Небесному. потому что у него блага, у него всё есть, а мы тут ходим и побираемся, ищем счастье, копаясь в пыли дороги и там собираем медные монетки, а у Отца- сокровища. Покаяние — это не только плач о грехах, это изменение мысли, изменение ума. То есть когда ум наш созреет к пониманию куда надо нам идти, к кому стремиться, вот это и будет покаяние.

Ольга
Правильно ли я вас услышала? Покаяние — это такое состояние, которое не терпит искусственности, не терпит притворства. Невозможно покаяться, если ты просто перечисляешь свои грехи. Их надо осознать, пережить и исправиться.

Епископ Николай
Всё-таки священником я был не так мало, и слышал такие исповеди, когда человек говорит «я грешен во всём». Я спрашиваю: «неужели ты грабил на дорогах, совершал взломы банков по интернету, почему всем? Говорит, нет, я этим не занимался. Спрашиваю: «В чём же ты каешься тогда?» Говорит: «я во всём каюсь». Это значит ни в чём, это неправда, это лукавство. Бог не терпит лукавства, зачем себя обвинять в лишнем, если это неправда. Надо говорить правду. надо всё-таки разобраться, что неправильно, и что исправить. А если говорить, что я такой грешный, что мне нет никакого прощения, то покаяние теряет всякий смысл вообще. Бить себя в грудь и рвать на себе волосы – это не есть цель христианского покаяния. Христианское покаяние – это радость, что наконец-то я понял, куда мне надо идти, наконец-то я повернулся и пошёл к Богу. Вот это радость, а не скорбь. А скорбь – это уже не христианство, это что-то другое.

Ольга
Может быть, стоит пояснить, Владыка, почему именно пред Христовым воскресением учрежден Великий пост.

Епископ Николай
Воскресение Христово — Пасха. Это главный праздник, это главное событие всей христианской истории. Если бы Христос не воскрес, вера наша была  бы тщетной. Пост установлен, чтобы приблизиться к этому событию, прийти к особому пониманию, пост- время нашего приближения к Богу. И, приближаясь к Богу, мы желаем вкусить радости Христова Воскресения. Радости, что Бог оказался сильнее всякого зла, сильнее смерти. И к этому времени нужно было бы уже решить для себя все вопросы. Каково моё место в мире? Готов ли я идти за Христом теперь, после Его воскресения? Это всё должно было быть решено за время Великого Поста для человека. Каждый для себя решил бы. И пришёл к Пасхе уже с намерением или с решением быть со Христом и радоваться в полной мере Его Воскресению.

Ольга
Ну и в заключении нашей программы хочу спросить вас, задать вам такой вопрос. А что бы вы порекомендовали тем людям, кто в первый раз будет поститься или ещё не решился даже на такой духовный подвиг?

Епископ Николай
Я думаю, что нужно попробовать каждому человеку, насколько он ради Бога готов от чего-то отказаться. Ну, пусть даже не обязательно устроить подвиг поста, как древние подвижники, а может быть, например, курящему сказать: «я не курю в этот пост», бросить курить, и посмотреть, сколько он продержится. Это, опять же, сила воли воспитывается, которая тоже нужна всякому христианину, да и всякому человеку. А вот если кто-то любит смотреть сериалы.. Не смотреть сериалы, для него может быть постом. Это будет начальное такое движение к посту.

Ольга
А может быть, и первым шагом к тому, чтобы отказаться от этого насовсем.

Епископ Николай
Ну, если это плохое что-то, то, конечно, да.

Ольга
Спасибо вам большое, Владыка. Что бы вы пожелали нашим радиослушателям в конце нашей программы?

Епископ Николай
Я бы поздравил сначала Великого Поста, потому что это время радости на самом деле. Говорят, что в древней церкви греки надевали на это время белые одежды. Пост- время очищения мыслей, очищения жизни. В общем-то, время благодатное и радостное. Поэтому поздравляю вас с началом Великого Поста. Желаю вам приблизиться к Богу в это время мысленно, добрыми делами, пониманием, как жить и таким образом изменить свою жизнь к лучшему.

Ольга
Спасибо, дорогие радиослушатели. Мы прощаемся с вами и ждём вас в следующих программах «Собеседник».

Епископ Николай
До свидания. Постимся постом приятным.

Количество просмотров: 24.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *